Заказ обратного звонка





Художественные средства архитектуры

Композиция определяет взаимодействие художественных средств, используемых в произведении архитектуры. Главные, специфичные для зодчества средства художественной выразительности-организация пространства и тектоника ограничивающих его форм (тектоника-художественно осмысленное внешнее выражение конструкции и работы материала). Эти два взаимосвязанных средства-пространство и формирующая его оболочка-в произведении архитектуры неразделимы.

Формирование пространства в зодчестве подчиняется функциональным, технико-конструктивным и эстетическим требованиям. Эстетическое является при этом не только выражением идеала, созданного эпохой, обществом, но и ответом на психофизиологические закономерности восприятия человека. Эти закономерности определяют приёмы организации формы, использовавшиеся во все периоды развития архитектуры. К таким приёмам относятся: симметрия и асимметрия, нюанс и контраст, ритм, установление определённых соотношений и пропорций между частями и целыми.

На характер образной выразительности архитектуры оказывает влияние и масштабность, т.е. воспринимаемая зрительно соразмерность сооружения человеку. Это свойство также зависит от психофизиологического механизма восприятия. Художественные средства зодчества дополняют и различные приёмы обработки поверхности предметов, её цвет, фактура.

В организации архитектурной формы должна быть учтена и такая особенность зрительного восприятия человека, как возникновение оптических иллюзий. Оптические иллюзии-ложные оценки величины, формы и расстояния, рождённые несовершенством оптики глаза или психической системы восприятия, должны предупреждаться, исправляться или сознательно использоваться. В противном случае задуманный эстетический эффект может быть нарушен. Построение системы пространств и тектоника-главные композиционные средства архитектуры, прямо связанные с функциональной организацией и конструкцией её произведений. Симметрия и асимметрия, нюанс и контраст, ритм, соотношения и пропорции частей и целого, цвет и фактура материалов-средства, служащие для организации пространственной формы. С их помощью она производится к соответствию психофизиологическим закономерностям восприятия, приобретает эстетические свойства и художественный смысл.

Средства организации пространственной формы не специфичны для одной только архитектуры-их используют и другие виды искусства; контраст, нюанс, симметрию, ритм, определённые системы пропорциональных отношений мы можем наблюдать и как проявление закономерностей природных форм. Каждое из художественных средств архитектуры не обладает самостоятельной ценностью и не может существовать само по себе — они получают смысл только в системе композиции, выражающей архитектуры. Только для удобства анализа мф будем в последующих главах последовательно выделять средства композиции, исследуя значение каждого.