Заказ обратного звонка





Стиль в архитектуре

Здания, сооружения, их комплексы складываются в организм поселения, города. Красота города, как и его удобство для людей, определяется не только архитектурой. Она зависит от всего того, что составляет материальную среду, окружающую человека в городе. Кроме естественной природы и зданий в неё входят многочисленные произведения «малой архитектуры» (например, торговые киоски, стенды для газет и афиш, навесы над остановками трамвая, троллейбуса и автобуса), разнообразные технические устройства (осветительные колонны, подвесные светильники, светофоры, торговые автоматы и т.п.), средства транспорта, заполняющие городские улицы.

Для облика города, кроме того, немалое значение имеют различные средства информации – указатели, надписи, вывески, реклама. Внутреннее пространство зданий становится жизненной средой, только будучи насыщено необходимым оборудованием, мебелью, предметами бытового обихода – если это жилое здание; орудиями труда – если это здание производственное, и т. п.

Все многочисленные составляющие искусственной среды, созданной человеком, кроме утилитарно – практического значения наделены и эстетическими свойствами. Сложную «эстетическую симфонию» города дополняют и развивают произведения живописи, скульптуры, монументального и декоративно – прикладного искусства.

Всё, что составляло городскую среду эпохи расцвета античности, Древней Руси, европейского и восточного средневековья, объединялось общим характером средств и приёмов формообразования. Такая устойчивая общность художественных признаков называется стилем.

Система признаков, определяющая стиль, находится в сложной неявной, но неизбежной зависимости от материальной и духовной деятельности людей. В антагонистическом обществе получал преобладающее значение стиль, связанный с культурой господствующих классов. Выступая как объединяющее начало, пронизывающее различные виды художественного творчества, этот «большой» стиль определял целостный облик городов. Последним таким стилем в западноевропейском средневековье была готика.

Со времён Возрождения стилевое единство всего, что образует материальную среду городов, исчезает. Происходит параллельное развитие различных стилей. Вместе с тем началось обособление художественной деятельности от материально – практической, утилитарной.

Единство характера сохранялось ещё в архитектуре, монументально – декоративном и прикладном искусстве, объективная обусловленность которых укладом жизни и степенью развития производства более значительна и более непосредственна, чем других видов искусства. Единством были отмечены ансамбли барокко и классицизма. Оно стало во многом нарочитым, заданным программой часто ограничивалось лишь внешней оболочкой вещей, но ещё существовало.

Сама возможность даже такого формального единства была уничтожена распадом целостности человеческого мировосприятия в ходе развития буржуазной «машинной цивилизации». Стилевое единство исчезло и в архитектуре. Это было неизбежным следствием капиталистического отчуждения труда. Усложнившееся предметное окружение человека пришло к хаосу форм.

Единство высшего порядка, гармония, связывающая всю предметную среду, окружающую человека, будет создана в коммунистическом обществе, где широта и цельность мировосприятия станут особенностями сознания членов бесклассового общества.

Черты искусства нового типа – искусства коммунистического – формируется уже в социалистическом обществе. Важнейшая непосредственная задача этого искусства – воспитание народа в духе коллективизма. Насыщенное богатым внутренним многообразием единство архитектуры должно служить этой цели. Ей же служит и возрождение монументального искусства, выступающего в синтезе с архитектурой. Создание архитектурного стиля, системы, ясно ощутимой и вместе с тем достаточно широкой, стало реальной задачей нашего зодчества.

Эта система в условиях быстрого технического прогресса должна быть достаточно подвижной, определяя принципы формообразования, а не конкретные формы. Открывая широкий простор для разнообразных творческих решений, она должна дать основу гармонии наших городов. Важнейшие черты такого стиля должны воплотится в построении организованного пространства и тектонической выразительности, в характере взаимосвязи архитектуры и средств монументально – декоративного искусства. Реальные черты стиля уже начинают определятся в лучших произведениях советских архитекторов. Ему начинает подчинятся использование средств архитектурной композиции. Со временем этот стиль станет частью системы закономерностей, охватывающих формообразование всей предметной среды.