Заказ обратного звонка





Пространство, объем, плоскость

Материальные структуры – различные типы несущих опор, ограждений, перекрытий и покрытий – используется в архитектуре для того, чтобы в соответствии с определёнными потребностями образовать организованное пространство. Сочетание структур, ограничивающих пространство, извне воспринимается как объём здания. Объёмы зданий в свою очередь служат средством организации открытых пространств – дворов, улиц, площадей.

Если третье измерение недоступно восприятию зрителя, то объём воспринимается как плоскость. В интерьере толщина стен и перекрытий неощутима и эти элементы, ограничивающие пространство, воспринимаются как двухмерные плоскости. Как плоскость может восприниматься фасад здания, формирующий улицу или площадь, если это здание включено в непрерывный ряд застройки, поглотившей боковые стороны его объёма. И так, в любом случае мы будем иметь дело с организованным материальными средствами пространством, но закономерности восприятия заставляют выделить как особые, имеющие свою специфику, следующие категории пространственной формы – пространство, объём и плоскость. Систему взаимодействия материальных форм и пространства мы будем называть объёмом – пространственной композицией.

Существует три основных типа объёмно – пространственной композиции: 1 – объём, который образован материальной оболочкой, ограждающей внутреннее пространство (здание); 2 – объём, который не заключает в себе доступное человеку пространство, но используется для организации пространственной среды (обелиск, парапет, терраса и т. п.); 3 – система объёмов, которая организует открытое пространство (т. е. пространство не перекрытое, не ограниченное сверху – двор, площадь и т. п.). Кроме того, существуют и композиции, имеющие организованное внутреннее пространство, не связанное с внешним объёмом (станции метро и другие подземные сооружения).

Закономерности объёмно – пространственной композиции с наибольшей полнотой могут быть раскрыты на примерах организации зданий и систем объёмов, формирующих открытые пространства. Форма объёма здания, как правило, зависит от его внутренних пространств. Иногда эта зависимость является прямой и очевидной – как во французских готических соборах или во многих современных зданиях. Но полное соответствие формы оболочки и того, что она в себе заключает, не является абсолютным законом архитектуры. В истории зодчества мы находим примеры их независимого образования.

Абсолютное тождество внутреннего пространства и внешнего объёма вообще невозможно. Неизбежная разница определяется не только толщиной материальных ограждений, но и пустотами в их конструкции, а также пространствами технического назначения, которые могут располагаться между внутренней и внешней поверхностями ограждения.

Любое здание с высокой чердачной кровлей может служить примером влияния нефункционального пространства на форму объёма. Чердак, образованный наклоном крыши, необходимым для удаления воды и снега, существенно изменяет внешние габариты здания. Сечение конструкций, формирующих пространство, зависят от технических возможностей строительства. Толщина стен знаменитых Поганкиных палат (дома купца Поганкина) в Пскове (18 в.) достигает двух метров. Две трети площади плана шатрового храма Вознесения в Коломенском (16 в.) приходится на массивы кирпичной кладки. Во много раз тоньше конструкции современных зданий: толщина стеновых панелей из бетона составляет 20 – 25 см, а стеклянных ограждений – всего несколько миллиметров.

В архитектуре прошлого можно встретить и примеры полной независимости объема от внутреннего пространства. Так, в пирамидах Древнего Египта тесные погребальные камеры были защищены огромными массивами каменной кладки. Форма массива определялась требованиями символики. Эти гигантские надгробия являются произведениями архитектуры, еще не обособившимися от других искусств; их можно рассматривать и как произведения скульптуры, где использование материала подчинено законам пластической выразительности.

Существенное отличие объема от внутреннего пространства возникало и когда и как следствие требований организации внешнего пространства. Построение объема служило при этом решению особых художественных задач.

Так, наиболее прославленное произведение русского деревянного зодчества Преображенская церковь Кижского погоста (1714) имеет невысокое, компактное внутреннее пространство: стремление сохранить тепло зимой обязывало ограничиться минимальными размерами. Но погост был центром обширного района. Его постройки должны были зрительно организовывать окружающий ландшафт Онежского озера, его низких побережий и покрытых лесом островов. Поэтому над невысоким помещением Преображенской церкви воздвигнут многоярусный объем, пластика и силуэт которого воплотили главные черты художественного образа здания.

Во многих произведениях современной архитектуры форма объема, а вместе с ней и система внутренних пространств здания подчиняются необходимости определенным образом организовать открытое пространство, ставятся в зависимость от композиции ансамбля. Так, зрительный зал, главное ядро некоторых крупных общественных сооружений (театры, концертные залы, кинотеатры), может иметь сложную криволинейную форму, наиболее целесообразную с т. з. акустики и обеспечения видимости, а габариты всего сооружения – простые прямоугольные очертания. Дворец съездов в Московском Кремле – пример решения подобного рода. Спокойная крупная форма была предпочтительна длч нового элемента, вводимого в ансамбль Кремля. Организация пространства и здесь определила объем здания, была первична.

Задача образовать пространственную среду для жизни людей специфична для архитектуры. Никакое другое искусство (в т. ч. Скульптура и живопись, создающие пространство иллюзорное) не образует реальное трехмерное пространство, вмещающее человека. Именно оно является главным формальным признаком, отличающим архитектуру.